Либидо (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнивал либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.

Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.

Слово lĭbīdo впервые встречается в труде «О Граде Божьем» (14:16) богослова Августина, святого Католической и Православных церквей. В переводе Киевской духовной академии термин был трактован как «срамная похоть плоти».

Содержание [убрать]
1 Либидо в теории Фрейда
2 Либидо в теории Юнга
3 См. также
4 Литература
Либидо в теории Фрейда
В процессе взросления смещение области концентрации энергии либидо по телу обусловливает развитие человека. В теории психосексуального развития Фрейдом определены следующие стадии:

оральная стадия (от рождения до 0 — 1,5 лет) — удовольствие от сосания материнской груди;
анальная стадия (от 1,5 года до 3 лет) — связана с приятными ощущениями, получаемыми ребенком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря;
фаллическая стадия (от 3 до 6 лет) — сексуальное исследование, формирование Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек;
латентная стадия (от 6 до 12 лет);
генитальная стадия (от 12 лет).
Нарушения развития либидо, по Фрейду, приводит к психическим расстройствам. Либидо лежит в основе всего поведения, которое приводит к получению удовольствия.

Либидо в теории Юнга
Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию, или, что то же самое, интенсивность психического процесса, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую её разновидность. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривает сходство этой силы с восточной концепцией энергии Ци или Прана, а также прослеживает корни этого современного понятия в анимистических представлениях примитивных народов, которые он считал несомненным свидетельством того, что человек всегда испытывал потребность найти конкретную форму для сознаваемого им динамизма психических событий.